Статус защитных сооружений гражданской обороны
К защитным сооружениям гражданской обороны (ЗС ГО) относятся[1]:
- убежище;
- противорадиационное укрытие;
- укрытие;
- специализированное складское помещение (место хранения);
- санитарно-обмывочный пункт;
- станция обеззараживания одежды;
- станция обеззараживания техники;
- иные объекты гражданской обороны, предназначенные, в том числе, для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений,специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.
Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения[2].
ЗС ГО снимаются с учета в следующих случаях[3]:
- при утрате расчетных защитных свойств, если восстановление их невозможно или нецелесообразно;
- в связи с новым строительством (реконструкцией) по решению органов власти;
- при отсутствии потребности в ПРУ на данной территории;
- при фактическом отсутствии ПРУ по учетному адресу.
Права на защитные сооружения гражданской обороны
Объекты гражданской обороны, находившиеся в государственной собственности по состоянию на декабрь 1991 года, при разграничении государственной собственности были переданы в федеральную собственность.
При этом вопрос о возможности передачи ЗС ГО в региональную собственность является неоднозначным.Так, в перечне объектов оборонного производства, относящихся исключительно к федеральной собственности, ЗС ГО прямо не упомянуты[4], но Верховный суд указывает, что ЗС ГО относятся к таким объектам и,соответственно, могут находиться исключительно в федеральной собственности[5]. Напротив,в более ранней практике ВАС РФ отмечал, что защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке[6],[7].Эта позиция поддержана, в частности, в письме МЧС России от 20.01.2022 №43-233-11.
Кроме того, защитные сооружения гражданской обороны не подлежат приватизации[8] и могут находиться только в государственной собственности[9].
В частности, интересен спор[10], в рамках которого было установлено, что в подвале нежилого здания находится ЗСГО, что подтверждается паспортом убежища. В связи с тем, что право собственности на здание в целом было зарегистрировано за частным лицом,Росимущество обратилось в суд с требованиями о признании права собственности на защитное сооружение и об истребовании имущества из чужого незаконного владения.При этом важно учитывать, что на второе требование распространяется срок исковой давности, который, вероятно, истек на момент предъявления иска, поэтому в таком виде он бы не подлежал удовлетворению. В связи с этим Верховный суд указал, что в дело не представлены доказательства выбытия объекта из владения РФ, а имеет место нарушение права собственности Российской Федерации, путем внесения недостоверной записи в ЕГРН, несвязанное с лишением владения. Поскольку на такое требование исковая давность не распространяется, оно было удовлетворено.
[1] См.п. 2 порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
[2] См.п. 1.2 правил эксплуатации ЗС ГО, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.
[3] См.п. 2.5 правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.
[4] См.раздел 3 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 №3020-1.
[5] См.определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2020 № 306-ЭС19-23752 по делу № А57-23624/2018.
[6] См.постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 12757/09 по делу №А56-19531/2007.
[7] См.п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1.
[8] См.п. 2.1.37 госпрограммы приватизации, утвержденной указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284.
[9] См.п. 6 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
[10] См.определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2020 № 306-ЭС19-23752 по делу № А57-23624/2018.