Поставщики не могут отменять или менять условия оплаты после завершения заказа
Нельзя отменить оплаченный заказ: высказывается Верховный суд
В последнее время нередки ситуации, когда из-за технической или иной ошибки цена товара на сайте онлайн-магазина оказывается сильно ниже его реальной стоимости. Но что делать в такой ситуации продавцу?
Ситуация, в которой разбирался Верховный суд, произошла в конце 2021 года. Покупатель оплатил заказ, получил подтверждение от магазина, а после него — повторный звонок, в котором ему сообщили о том, что заказанные им столы на самом деле стоят дороже. Магазин предложил два пути решения: полностью вернуть деньги или доплатить за товар.
Покупателя это не устроило, и он обратился в суд, чтобы обязать организацию исполнить условия договора и доставить ему товары по заявленной на сайте стоимости.
Три инстанции отказали, посчитав, что права покупателя не нарушены. Однако Верховный суд с таким подходом не согласился.
«Односторонний отказ продавца от исполнения публичного договора и возврат уплаченных по такому договору денег без законных на то оснований не допускаются», — посчитал Верховный суд. Отдельно коллегия отметила, что возврат денег не является причиной для отказа от исполнения обязательств.
Арсений Соловьев, младший юрист Versus.legal, считает, что «Такой подход несет финансовые и репутационные риски для бизнеса, а еще открывает простор для злоупотреблений со стороны потребителей: покупатели могут воспользоваться сбоем на сайте и купить товар за очевидно неразумную цену. Оспорить такую сделку, как совершенную под влиянием ошибки, продавцу будет крайне сложно».
Полная версия статьи доступна на сайте: Pravo.ru