Многомиллионная банковская ошибка: кто должен вернуть потерянные миллионы?
Спор между банком ВТБ и фирмой «Ю-Профит» начался после того, как в 2021 году банк ВТБ по ошибке зачислил деньги, предназначенные для счета «Координирующего распределительного центра „ЭФКО-Каскад“», на счет другой фирмы с похожим названием. В 2022 году «Ю-Профит» попытался взыскать неосновательное обогащение с реального получателя, но это не удалось из-за отсутствия у должника имущества. Затем они обратились к банку ВТБ с иском об убытках, и апелляционный суд удовлетворил их требования. Суд указал, что банк должен был либо перевести деньги на правильный счет, либо отказать в исполнении поручения.
АСГМ решил, что банк корректным образом исполнил платежное поручение, ведь на момент выполнения операции отсутствовало требование, обязывающее банк учитывать при переводе ИНН, — такая рекомендация ЦБ для банков появилась позднее. Апелляция отменила решение и удовлетворила иск указав, что банк, который принял к исполнению платежное поручение о переводе юрлицу с определенным ИНН, обязан перевести деньги именно этому юридическому лицу либо указать, что платежное поручение не соответствует установленным требованиям.
Анна Удод-Подшивалова, старший юрист практики банковского и финансового права Versus.legal, в своем комментарии для Pravo.ru отметила, что банки — профессиональные участники рынка, в полной мере осознающие тонкости банковских процессов, в том числе таких, как переводы денежных средств.
«Именно поэтому ожидать от них дополнительных проверок и иных действий, направленных на корректное исполнение платежного поручения, — это обоснованное поведение».
Анна отдельно выделила, что физические и юридические лица не могут понимать процедурных и регулятивных особенностей банковского дела в полной мере. В связи с этим наш эксперт ожидает, что Верховный суд отменит постановление кассации и «засилит» решение 9-го ААС по этому делу.
Полная версия статьи доступна на сайте: Pravo.ru