Иностранные правообладатели программного обеспечения ушли из РФ, и отечественный бизнес столкнулся с проблемами. Компаниям либо полностью закрыли доступ к программам, либо ограничили возможность их обновлять.
Уход вендоров породил новое направление работы для юристов. Так, участники правоотношений — вендоры, дистрибьюторы и конечные пользователи — стали активно спорить друг с другом.
Подробнее прочитать о кейсе и ознакомиться с данными можно по ссылке.
Почему это важно?
Из-за проблем с ПО пользователи судятся с владельцами софта и дистрибьюторами. А последние — с правообладателями или их российскими «дочками».
Екатерина Попонина, старший юрист практики интеллектуальной собственности Versus.legal, рассмотрела ситуацию для Pravo.ru. Екатерина отмечает, что чаще всего проблемы связаны с тем, что правообладатель перестал оказывать техподдержку и поставлять доработки или обновления.
«Большая часть программного обеспечения дорабатывается и обновляется практически все время. Даже если у российской компании остается право и возможность использовать ПО без техподдержки, ей приходится переходить на российский аналог. Самим дорабатывать программу без согласия правообладателя нельзя».
Что решили суды?
Чем сильнее сторона обезопасила себя при составлении договора, тем более выигрышна ее позиция в конфликте, отмечает Екатерина. Например, в деле № А40-74207/2023 суды встали на сторону пользователей, которые взыскивали с поставщика ПО долг по договорам. По ним последний передавал пользователям сертификаты на техническую поддержку.
А в деле № А41-40473/2022 суды защитили дистрибьютора. У него был договор поставки с компанией, по которому она приобрела сертификаты на техподдержку иностранного правообладателя. Он впоследствии ушел из России, а фирма безуспешно пыталась взыскать неосновательное обогащение, так как предоставляла ПО пользователям.
В целом, результат споров из-за ухода вендоров зависит от договорных конструкций.
Полная версия статьи доступна на сайте: Pravo.ru