Пункт 1 ст. 11.2 ЗК РФ предусматривает объединение земельных участков в качестве одного из способов образования новых объектов недвижимости. В законодательстве не установлен прямой запрет на объединение участков, находящихся в государственной (муниципальной) и частной собственности.
Ранее судебная практика исходила из допустимости объединения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности [1].
Вместе с тем, необходимо учитывать, что на основании п. 3 ст. 11.6 ЗК РФ результатом объединения земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, является возникновение у этих лиц права общей долевой собственности на новый земельный участок. Соответственно, объединение публичных и частных участков должно приводить к возникновению права общей долевой собственности государства и частного лица на новый земельный участок.
Возникновение права общей долевой собственности на образованный земельный участок приводит предоставлению публичного участка частному лицу в обход установленных законом процедур, а также наделяет частное лицо преимущественным правом покупки доли публичного субъекта. Реализация преимущественного права покупки подразумевает выкуп публичной доли без проведения торгов в отсутствие установленного законом основания. Соответственно, объединение публичных и частных участков в отсутствие установленных оснований и процедуры будет приводить к ограничению конкуренции.
Поддерживая приведенную аргументацию, в 2018 году Минэкономразвития высказалось против объединения публичных и частных участков [2]. Актуальная судебная практика также исходит из того, что объединение публичных и частных участков может привести к обходу правил предоставления публичных земельных участков[3].
Таким образом, несмотря на то что закон не содержит прямого запрета на объединение публичного и частного земельных участков, на практике преобладает подход, согласно которому такой способ образования земельных участков недопустим.
[1] См.решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2013 по делу № А56-41591/2013, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 по делу № А56-52840/2013.
[2] См.письмо Росреестра России от 19.09.2018 № 14-09458-ГЕ/18.
[3] См.постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2019 №Ф01-4440/2019 по делу № А11-8726/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 № 11АП-17104/2020 по делу № А65-17624/2020, определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2022 №88-14952/2022 по делу № 2-54/2021, кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.03.2023 № 88А-4818/2023, определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2022 № 88-1919/2022, определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 07.12.2021 по делу № 88-28595/2021.