Территории опережающего развития (ТОР) – это экономические зоны со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями для ведения предпринимательской деятельности в России, создаваемые для привлечения инвестиций.
На данный момент в России существуют 109 ТОР при том, что могут быть созданы и новые территории.
1. Статус резидента ТОР
Предприниматель наделяется статусом резидента ТОР максимум на срок существования самой территории. Законом предусмотрены следующие общие требования к резиденту[1]:
- ИП или юрлицо, местом жительства/регистрации которых является ТОР, либо резидент иной ТОР, создавший филиал или представительство на этой ТОР;
- не является участником региональных инвестиционных проектов;
- не имеет филиалов или представительств за пределами этой или иной ТОР.
ТОР создаются Постановлениями Правительства РФ, которыми предусматриваются особенности каждой конкретной территории и, в частности, дополнительные требования к резиденту, а именно[2]:
- минимальный объем капиталовложений;
- перечень допустимых видов деятельности.
2. Преимущества для резидентов ТОР
Льготы не предоставляются организациям, осуществляющим следующие виды деятельности[3]:
- добыча нефти и газа
- заготовка древесины
- банковская, страховая, клиринговая деятельность
- профессиональное участие на рынке ценных бумаг
- деятельность частных пенсионных фондов
На каждой территории действует свой особый правовой режим, однако некоторые налоговые преференции распространяются распространяются на резидентов всех ТОР:
- Налог на прибыль организаций[4]:
- Ставка на федеральную часть налога составляет 0% в течение 5 лет, если организация не применяет иных специальных налоговых режимов;
- Ставка на региональную часть налога составляет не более 5% первые 5 лет и не менее 10% следующие 5 лет;
- Неухудшение положения налогоплательщика («дедушкина» оговорка) в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога[5];
- НДС – 0%, если применяется процедура свободной таможенной зоны[6]
- Коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, устанавливается в размере 0% и в течение 10 лет повышается до 1%[7];
- Законами субъектов РФ возможно освобождение резидентов от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога[8].
Помимо этого, в ТОР устанавливаются льготы в следующих сферах[9]:
- Арендные ставки за пользование государственным имуществом;
- Подключение к объектам инфраструктуры;
- Государственные услуги;
- Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Получение земельного участка резидентом ТОР
Основания предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов перечислены в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Среди указанного перечня отсутствует такое основание как предоставление земельного участка для осуществления деятельности на территории опережающего развития (ТОР).
Тем не менее, согласно ст. 15 Закона «О введении в действие ЗК РФ» вопросы предоставления публичных участков для ведения деятельности в рамках ТОР регулируются законодательством оТОР[10], а не земельным законодательством[11].
Законодательство о ТОР предполагает предварительную передачу земельных участков или полномочий по распоряжению ними управляющей компании.
Так, согласно ч. 5 ст. 3 Закона «О ТОР» соглашением о создании ТОР устанавливаются, в том числе, обязательства публичных органов по передаче управляющей компании:
- Полномочий по управлению и распоряжению публичными земельными участками, находящимися на ТОР;
- В собственность или аренду публичных земельных участков, расположенных на ТОР. Передача имущества в собственность управляющей компании может осуществляться в качестве вклада в уставный капитал или иными способами[12].
При этом в судебной практике встречается позиция, что органы власти вправе отказать в предоставлении управляющей компании земельного участка, если он не входит в границы ТОР согласно решению о создании ТОР, даже если он включен в соглашение о ТОР. Это объясняется тем, что установление перечня земельных участков в соглашении о создании ТОР необходимо для детализации и конкретизации решения Правительства РФ о создании ТОР[13].
Земельные участки передаются управляющей компании в целях осуществления функций по управлению ТОР, в том числе для последующей передачи их резидентам ТОР[14].
Из п.п. 1,7 ст. 13 Закона «О ТОР» следует, что потенциальный инвестор указывает в заявке о заключении соглашения об осуществлении деятельности на ТОР сведения о необходимых участках и ему может быть отказано в заключении соглашения в случае отсутствия свободных участков.
При этом в судебной практике отмечается, что направление такой заявки в управляющую компанию имеет целью приобретение юридическим лицом статуса резидента ТОР и не влечет получение последним земельного участка на льготных условиях по умолчанию.Для получения земельного участка необходимо подать отдельное заявление в порядке ст. 39.14 ЗК РФ[15].
Соответственно, управляющей компанией резиденту ТОР может быть предоставлен публичный земельный участок без проведения торгов в рамках законодательства о ТОР.
[1] п.2 ч. 1 ст. 2, ст. 12 ФЗ от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ФЗ оТОР)
[2] ч.2 ст. 3 ФЗ о ТОР
[3] ч.2 ст. 17 ФЗ о ТОР
[4] п.1.8 ст. 284, ст. 284.4 Налогового кодекса РФ (НК РФ)
[5] п.4.2 ст. 5 НК РФ
[6] подп.3 п. 1 ст. 165 НК РФ
[7] ст.342.3 НК РФ
[8] п.8 ч. 1 ст. 17 ФЗ о ТОР
[9] ч.1 ст. 17 ФЗ о ТОР
[10] См.,в частности, правила передачи земельных участков в собственность или в аренду управляющей компании и правила распоряжения управляющей компанией переданным и ею земельными участками, утвержденные постановлением Правительства РФ от24.04.2015 № 390.
[11] См. ст. 15 федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
[12] См.п. 3 правил передачи управляющей компании земельных участков, расположенных на ТОР, утв.постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390.
[13] Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2020 № Ф03-2000/2020 по делу№ А24-6270/2019.
[14] См.п. 2 правил передачи управляющей компании земельных участков, расположенных на ТОР, утв.постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390.
[15] Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 № 05АП-251/2024 по делу №А51-3142/2023.