Соотношение Р(М)НГП и показателей обеспеченности из ПЗЗ для КРТ
Из ч. 5.1 ст. 30 Гр КРФ следует, что на карте градостроительного зонирования, являющейся частью правил землепользования и застройки (далее – «ПЗЗ»), устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории (далее – «Зоны КРТ»).
Для Зон КРТ действует особый градостроительный регламент, включающий в себя, в том числе, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения[1] (далее также – «Показатели обеспеченности»).
Исходя из определений,содержащихся в ст. 29.2 ГрК РФ, региональные (местные) нормативы градостроительного проектирования (далее – «Р(М)НГП») по своей сути практически совпадают с Показателями обеспеченности. Соответственно, предметы регулирования Показателей обеспеченности и Р(М)НГП практически всегда совпадают или пересекаются.
Основным отличием в сфере применения Показателей обеспеченности как части градостроительного регламента и Р(М)НГП является то, что Показатели обеспеченности подлежат непосредственному применению к деятельности застройщиков.
Так, в ч. 1 ст. 51 Гр КРФ указано, что разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным, в частности, градостроительным регламентом. Хотя на практике в самих Р(М)НГП зачастую указывают, что они распространяются на всех субъектов градостроительной деятельности[2], в том числе, и на частных застройщиков, на федеральном уровне не предусмотрено непосредственное применение Р(М)НГП к частным лицам.
Поэтому, хотя практика по этому вопросу является противоречивой[3],формально несоответствие проектной документации требованиям, установленным вР(М)НГП, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом,необходимость включения в градостроительные регламенты Зон КРТ Показателей обеспеченности может объясняться тем, что к застройщикам, осуществляющим комплексное развитие территории, применяются повышенные требования в силу специфики механизма освоения территории. Из этого следует, что Показатели обеспеченности не должны содержательно отличаться от нормативов из Р(М)НГП, а должны разрабатываться на основании этих документов с тем, чтобы их можно было применять непосредственно к застройщикам.
В частности, такое толкование следует из абз. 2 п. 2 раздела 1, раздела 2 методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования[4], где указано следующее:
«НГП устанавливают показатели обеспечения населения объектами регионального значения и предельные значения расчетных показателей местного значения, которые отображаются в документах территориального планирования (далее - ДТП), учитываются в правилах землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) (в целях комплексного развития территории)»;
Указание на то, что нормативы градостроительного проектирования применяются при разработке ПЗЗ применительно к Зонам КРТ, встречается также и на уровне регионов[5].
Таким образом, к деятельности по реализации КРТ-проекта в Зоне КРТ непосредственно применяются Показатели обеспеченности из ПЗЗ, которые разрабатываются на основе Р(М)НГП.
Отдельно стоит отметить, что Р(М)НГП могут варьироваться в зависимости от характера освоения территории, то есть для КРТ могут быть предусмотрены особые показатели[6].
[1] См.: п. 4 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ.
[2] См.,например, п. 23 общих положений РНГП Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 22.03.2012 № 83.
[3] Практика в пользу необоснованности отказа в выдаче РнС из-за несоответствия НГП:например, в решении Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2023 по делу №А29-12658/2022 указано: «к обязательствам публичной власти относится обеспечение населения инфраструктурными объектами, обязательства по созданию объектов, указанных в нормативах градостроительного проектирования, не могут быть возложены на частных лиц».При этом существует и обратная практика, например, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.02.2024 №Ф04-7539/2023 по делу № А45-14904/2023 указано: «в случае выдачи разрешения на строительство спорного объекта не будет соблюден допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, установленный Местными нормативами, что является препятствием к выдаче разрешения на его строительство».
[4] Методические рекомендации утверждены приказом Минэкономразвития России от 15.02.2021 № 71.
[5] См.,например, часть 3 РНГП Белгородской области, п. 3.1.2 РНГП Калужской области.
[6] См., например, прим. 3 к п. 3.1.1 части 1 РНГП Ленинградской области; подп. 2 п. 1.3.10.11 РНГП Воронежской области; прим. 7 к таблице 1 п. 1.1 РНГП Курской области.