Получение земельного участка резидентом территории опережающего развития
Основания предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов перечислены в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Среди указанного перечня отсутствует такое основание как предоставление земельного участка для осуществления деятельности на территории опережающего развития (ТОР).
Тем не менее, согласно ст. 15 Закона «О введении в действие ЗК РФ» вопросы предоставления публичных участков для ведения деятельности в рамках ТОР регулируются законодательством о ТОР[1], а неземельным законодательством[2].
Законодательство о ТОР предполагает предварительную передачу земельных участков или полномочий по распоряжению ними управляющей компании.
Так, согласно ч. 5 ст. 3 Закона «О ТОР» соглашением о создании ТОР устанавливаются, в том числе, обязательства публичных органов по передаче управляющей компании:
- Полномочий по управлению и распоряжению публичными земельными участками, находящимися на ТОР;
- В собственность или аренду публичных земельных участков, расположенных на ТОР. Передача имущества в собственность управляющей компании может осуществляться в качестве вклада в уставный капитал или иными способами[3].
При этом в судебной практике встречается позиция, что органы власти вправе отказать в предоставлении управляющей компании земельного участка, если он не входит в границы ТОР согласно решению о создании ТОР, даже если он включен в соглашение о ТОР. Это объясняется тем, что установление перечня земельных участков в соглашении о создании ТОР необходимо для детализации и конкретизации решения Правительства РФ о создании ТОР[4].
Земельные участки передаются управляющей компании в целях осуществления функций по управлению ТОР, в том числе для последующей передачи их резидентам ТОР[5].
Из п.п.1, 7 ст. 13 Закона «О ТОР» следует, что потенциальный инвестор указывает в заявке о заключении соглашения об осуществлении деятельности на ТОР сведения о необходимых участках и ему может быть отказано в заключении соглашения в случае отсутствия свободных участков.
При этом в судебной практике отмечается, что направление такой заявки в управляющую компанию имеет целью приобретение юридическим лицом статуса резидента ТОР и не влечет получение последним земельного участка на льготных условиях по умолчанию.Для получения земельного участка необходимо подать отдельное заявление в порядке ст. 39.14 ЗК РФ[6].
Соответственно, управляющей компанией резиденту ТОР может быть предоставлен публичный земельный участок без проведения торгов в рамках законодательства о ТОР.
[1] См.,в частности, правила передачи земельных участков в собственность или в аренду управляющей компании и правила распоряжения управляющей компанией переданными ею земельными участками, утвержденные постановлением Правительства РФ от24.04.2015 № 390.
[2] См. ст. 15 федерального закона от 25.10.2001№ 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
[3] См.п. 3 правил передачи управляющей компании земельных участков, расположенных на ТОР, утв.постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390.
[4] Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2020 № Ф03-2000/2020 по делу№ А24-6270/2019.
[5] См.п. 2 правил передачи управляющей компании земельных участков, расположенных на ТОР, утв.постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390.
[6] Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 № 05АП-251/2024 по делу №А51-3142/2023.