Законом прямо не предусмотрен запрет на создание одного площадного объекта капитального строительства одновременно на двух и более земельных участках.
Иногда на практике осуществляется строительство объекта одновременно на нескольких участках, путем получения нескольких ГПЗУ на каждый земельный участок в отдельности, но единого РнС, в котором делается ссылка на все полученные ГПЗУ. Однако важно учитывать, что такой подход не находит поддержку в преобладающей судебной и административной практике.
Так, по мнению Минэкономразвития России[1] один объект капитального строительства (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил. Для осуществления строительства здания, сооружения(за исключением линейных объектов) на смежных земельных участках необходимо заблаговременное проведение работ по объединению таких земельных участков.
Подход, отраженный в обзоре Минэкономразвития, находит свое подтверждение в преобладающей судебной практике[2].
В то же время, важно отметить, что в 2022-2024 годах действует временный порядок выдачи РнС, РнВ, ГПЗУ для строительства объектов одновременно на двух и более земельных участках[3] при соблюдении следующих условий:
(1) земельные участки являются смежными;
(2) земельные участки принадлежат одному лицу на праве собственности и (или) находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены одному лицу на праве аренды для целей строительства объекта капитального строительства;
(3) земельные участки имеют одинаковый вид разрешенного использования земельного участка, допускающий размещение объекта капитального строительства.
Таким образом, на практике преобладающим подходом является недопустимость создания одного площадного ОКС одновременно на нескольких земельных участках, исключением является временный порядок, который действует до конца 2024 года.
[1] «Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций(юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер» (утв. Минэкономразвития России).
[2] См.постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.11.2023 №Ф05-25477/2023 по делу № А41-93425/2022, определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2022 по делу № 88-21127/2022, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.06.2023 № Ф01-1558/2023 по делу №А82-5873/2022, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 № 10АП-5369/2024 по делу № А41-94757/2022, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 № 10АП-1653/2024 по делу №А41-95563/2023, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 № 09АП-20581/2023 по делу № А40-152097/2022.
[3] См.п. 6 ст. 7 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ, постановление Правительства РФ от 06.04.2022 № 603.